Штрафы Озон. Как работает балльная система и за что ваш магазин могут заблокировать


Интерес бизнеса к онлайн-площадкам растет, и маркетплейсам приходится тщательнее следить за соблюдением правил. До 2022 года санкции в отношении продавцов действовали на AliExpress и Wildberries, однако с февраля о введении балльной системы нарушений объявила еще одна популярная платформа — Ozon. О том, на кого распространяются штрафные баллы, каких размеров они достигают, за что их дают и можно ли обжаловать, рассказываем в этой статье.

Как работает балльная система штрафов Озон

С 3 февраля 2022 года алгоритмы площадки начали мониторить в автоматическом режиме все нарушения продавцов Озон. После того как внутренняя система засекает пренебрежение правилами, она сразу же направляет данные в отдел контроля качества. После внутреннего расследования платформа дает окончательный результат — если он положительный, то селлер получает уведомление через личный кабинет и 3 дня на обжалование штрафа.

Теперь у каждого нарушения правил площадки есть свой «вес» — от 200 до 1000 баллов. Количество баллов при этом зависит от серьезности и критичности действий со стороны продавца. Кроме того, штрафы могут быть ограничены по времени, например, действовать 3, 5 или 9 месяцев, либо иметь бессрочный характер.

При регистрации каждому зарегистрированному на площадке предпринимателю по умолчанию присваивается 0 баллов. Как только их число превышает 1000, Озон блокирует личный кабинет. Так, к примеру, среди самых сильных правонарушений — устная или письменная угроза покупателю, фальсификация документов компании или бренда, размещение карточек и продажа подделок и др. 

В случае если у одного продавца несколько личных кабинетов — количество допустимых баллов увеличивается: так для предпринимателя, у которого два личных кабинета, суммарный порог штрафов составляет 1600 баллов, а у кого их три и более — 2000. 

И здесь важно помнить про нюанс: если у вас два магазина — на одном висит 1200 баллов, а на другом — 500, тогда блокировке подлежат сразу два личных кабинета, так как сумма штрафов превысит ограничение в 1600 баллов. 

Для ряда правонарушений, помимо основного наказания, могут быть введены дополнительные меры — например:

  • Ограниченная по времени приостановка работы магазина или бан карточек селлера

  • Полное отключение доступа продавца к личному кабинету маркетплейса 

  • Блокировка карточек навсегда

Возможные причины блокировок

Теперь перейдем к подробностям и расскажем, за что предприниматель может «попасть под санкции» площадки. Ozon регламентирует несколько размеров штрафов — 200, 350, 500 и 1000. 

Селлер получает 200 баллов на 3 месяца: 

  • Несоответствие продукции или товарного предложения в карточке. Если не поправить, то продавца ждет бан карточки.

  • Повторное создание карточки, которая была заблокирована ранее платформой.

  • Совпадение ассортимента магазина предпринимателя с тем, что есть в других более чем на 30%. За это карточки могут быть также забанены.

  • Публикация неверных данных о компании на маркетплейсе. Например, «Мы — №1 на рынке по оценкам покупателей».

  • Вывод покупательской аудитории с площадки на сторонние сайты и ресурсы продавца.

  • Дезинформирование потребителя касательно статуса заказа. 

  • Умышленное обесценивание и компрометирование работы других продавцов.

  • Попытки совершить фиктивные заказы у конкурентов на Озон.

  • Хамство и грубые высказывания относительно покупателей площадки.

  • Использование чужого контента в карточках без согласия правообладателя.

  • Размещение своего товарного знака на продукции других селлеров. Как например, на карточке ниже продавец под собственным брендом завел товар, который явно произвел не сам (истинный бренд и производитель указан на самой продукции).


За следующие нарушения продавцы получат 350 баллов на 5 месяцев: 

  • Фейковые заказы и мошенничества, связанные с выплатами и оплатами: реферальные программы, сфальсифицированные промокоды и др.

  • Подмену товара при формировании заказа сотрудником магазина.

  • Использование в карточке товара чужого товарного знака. 

  • Продажа товаров, оборот которых государством ограничен на законодательном уровне. При этом карточки с нарушениями блокируются.

На 9 месяцев селлер получает штраф в 500 баллов за: 

  • Угрозы потребителю в устной и письменной форме от лица сотрудника магазина. 

  • Продажа ассортимента без документов на товарный знак. 

  • Создание карточек контрафактной продукции и её продажа. Карточки при этом автоматически попадают в бан.

  • Выманивание персональных данных у покупателя Ozon. Например, личный телефон.

И, наконец, переходим к самым высоким и «беспощадным» штрафам в 1000 баллов, которые имеют бессрочный характер: 

  • Угроза покупателю Озона при доказанной вине владельца магазина

  • Подмена товара на складе или кража в случае, если это произошло по вине владельца.

  • Поддельные подписи, договоры и недействительные реквизиты в информации о компании.

  • Продажа копий и неоригинальной продукции, которая имитирует подлинный ассортимент.

  • Создание новых личных кабинетов вместо однажды уже заблокированных.

  • Размещение продукции, запрещенной к продаже на платформе.


Можно ли оспорить начисление штрафных баллов

Как мы писали ранее, при каждом нарушении в личном кабинете продавца появляется уведомление, на оспаривание которого дается 3 дня. При этом у него есть возможность предоставить доказательства. Это могут быть: 

  • Видеосъемка и фотофиксация, доказывающие непричастность к нарушению.

  • Скрин из переписки с клиентом Ozon.

  • Официальное письмо правообладателя, разрешающее использовать товарный знак.

  • Декларации соответствия продукции, сертификаты и другая документация.

  • Документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в карточке продукции и многое другое.

Подытожим

Для того чтобы избежать штрафов, важно внимательно ознакомиться с правилами площадки еще перед регистрацией. А если вы не хотите терять время на погружение во все тонкости и нюансы, всегда можно обратиться за помощью к сертифицированному партнеру маркетплейсов — XWAY