Как продавать на СберМегаМаркет. Особенности платформы

Популярность маркетплейсам принесла пандемия — для потребителей в условиях локдауна подобный формат стал единственным возможным способом приобрести товары повседневного спроса. За пару лет те, кто тогда сумел адаптироваться под новые реалии, уже освоили ниши, прокачали карточки, завоевали лояльную аудиторию и вышли на хорошие продажи. Сегодняшняя ситуация также мотивирует селлеров действовать — выходить на маркетплейсы и занимать освободившиеся после ухода западных брендов категории. О том, как начать продавать на СберМегаМаркете и обойти конкурентов, рассказываем в этой статье.

Особенности платформы СберМегаМаркет

СберМегаМаркет — один из популярных мультикатегорийных российских маркетплейсов, более известный ранее как goods.ru. Несколько лет назад Сбербанк выкупил онлайн-проект у «М.Видео-Эльдорадо» и провел ребрендинг. На маркетплейсе представлено более 4 млн товаров, а количество заказов, которые ежедневно оформляют покупатели, превышает 100 тыс.

По данным исследования Data Insight за 2021 году площадка попала в рейтинг ТОП-100 интернет-площадок по объёму продаж, заняв 6 место среди универсальных магазинов. Кроме того, СберМегаМаркет победил в номинации «Лидер роста: Ускорение», показав максимальное увеличение по динамики развития сервиса за год.

1.png

Бонусные программы

На СберМегаМаркете действует программа лояльности с бонусами «Спасибо», получить которые можно за покупки у различных партнёров Сбера, в том числе и на самой платформе. Участники программы имеют возможность оплатить баллами до 99% стоимости покупки. Все это позволяет площадке привлекать и вовлекать в экосистему большое количество платежеспособных покупателей. Каждый продавец автоматически подключается к этой активности, а онлайн-платформа компенсирует продавцу часть суммы, которая была оплачена бонусами.

ПВЗ

Ещё одно преимущество онлайн-платформы — большое количество пунктов выдачи заказов. Причём заказы можно забирать как из фирменных пунктов выдачи, так и из отделений самого Сбербанка и транспортных компании-партнёров. Несмотря на то, что собственные склады и пункты приема отправлений для продавцов представлены не во всех городах и регионах, площадка растет и планирует расширять свое региональное присутствие.

2.png

Работа с контентом

СберМегаМаркет пока предоставляет очень мало возможностей для работы с контентом. Фото могут быть только на белом фоне, за исключением такой продукции, как постельное белье и шторы, для них фото должно быть в интерьере. Не допускается загрузка фото с надписями или водяными знаками, использование какого-либо дизайна на фото. В карточки нельзя добавлять инфографику и загружать видео. Есть возможность загрузить рич-контент, но загрузка его стоит 1000 руб. При этом нужно понимать, что карточка принадлежит не только вам.

Один товар — одна карточка

На витрине СберМегаМаркета на каждый уникальный продукт создаётся своя карточка, и если новый продавец выходит на площадку с продукцией, которая уже продаётся, то его предложение прикрепляется к карточке онлайн-платформы. В топе всегда показывается «Лучшее предложение» селлера — с наилучшим соотношением цены, сроков доставки, размера кешбэка и рейтинга селлера. Это сделано для удобства покупателей, чтобы они могли выбирать конкретный ассортимент, и только потом переходить к выбору наиболее выгодного предложения.

3.png

В этом есть свои плюсы:

  • Возможность быстрее получить первые заказы просто за счёт более низкой цены. Не нужно заниматься продвижением карточки (если, конечно, карточка такого же товара уже есть).

  • Проще заводить карточки. Достаточно загрузить фид с артикулами, наименование, ценой и штрихкодами, площадка сама подберёт карточки и предложит связать ваши предложения с имеющимися карточками. То есть селлеру не нужно будет заполнять характеристики, придумывать описание, добавлять фото.

С другой стороны:

  • Кнопка с другими предложениями малозаметна — многие пользователи могут даже не обратить внимание на неё.

  • Продавцы часто сталкиваются с ошибками в описании на уже созданных карточках, или некачественными фото, и чтобы её заменить, необходимо обращаться в поддержку. Отзывы, соответственно, тоже будут едиными для всех.

  • Цена имеет самый большой вес в ранжировании предложений, и попасть в лучшее за счёт более быстрой доставки или высокого кешбэка очень сложно. Приходится на постоянной основе отслеживать цены конкурентов.

Регистрация продавца на платформе

Для того чтобы стать продавцом, необходимо иметь статус индивидуального предпринимателя или зарегистрированное юридическое лицо.

Затем потребуется заполнить форму сотрудничества на сайте маркетплейса: основную категорию ассортимента, название компании, имя, контактные данные. После этого селлер получит доступ в личный кабинет, ему потребуются провести необходимые настройки и загрузить ассортимент.

4.png

Познакомиться с процессом обработки заказа можно в тестовом формате — платформа предоставляет такую возможность для новых селлеров.

Далее нужно выбрать логистическую схему, по которой предприниматель будет работать. На СберМегаМаркете их всего 4:

Витрина+Доставка

Самая популярная и доступная схема работы среди селлеров. По сути, это аналог FBS, то есть продавец отгружает каждый заказ в пункт приёма площадки, а доставку до покупателя осуществляет сам Сбер.

5.png

Пункты приёма отправлений в основном только в крупных городах России. В Москве их достаточно много, а вот в других регионах всего лишь по одному.

Города, где есть пункты приёма отправлений: Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Новосибирск.

Есть ещё нюанс, у продавца должен быть склад, куда платформа будет привозить невыкупленные заказы от покупателей. Да, онлайн-платформа сама и совершенно бесплатно возвращает вам невыкупленные товары, и это несомненный плюс.

Если ваш склад находится в Москве или в пределах 50 км от МКАД, то маркетплейс может сам забирать у вас заказы курьером.

Витрина+Фулфилмент

Это аналог FBO, то есть продажа со склада маркетплейса. Схема достаточно новая и пока мало изведанная. Для подключения к этой схеме работы маркетплейс должен согласовать ассортимент продавца, то есть пока нет 100% гарантии, что вашу продукцию примут.

6.png

Но есть несколько общих ограничений по категориям, которые СберМегаМаркет не принимает на свой фулфилмент:

Крупногабаритный ассортимент — товары, которые попадают хотя бы под одно из условий: вес более 20 кг, сумма длин всех сторон более 150 см и размеры превышают 320мм*600мм*320мм.

  • Требующие от склада ведения сроков годности и реализации, ведения серийности и партий (например, обои).

  • Продукция, требующая особый условий хранения по температуре, в частности, товары с ограниченным сроком годности.

  • Хрупкие продукты в упаковке, которая не обеспечивает целостность и сохранность продукции.

  • Ассортимент, подлежащий маркировке по системе «Честный знак».

  • Лекарственные препараты.

Фулфилмент у Сбера появился не так давно, потому пока склады есть только в 4 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске.

Закажи и забери

При такой схеме работы, маркетплейс выступает исключительно как витрина магазина. Селлер передаёт по API данные об ассортименте и наличии товаров. При оформлении покупателем заказа, площадка передаёт продавцу информацию о нём. Все заказы по этой схеме оформляются с оплатой и выдачей в магазине предпринимателя, маркетплейс оплату не принимает.

7.png

СберМегаМаркет предъявляет несколько требований к продавцам, которые хотят подключиться по схеме «Закажи и забери»:

  1. Интеграция по API. Для того, чтобы передавать данные об ассортименте и наличии, а также подтверждать заказы в течение 1 часа.
  2. Наличие не менее 10 розничных магазинов. Площадка в данном случае не принимает оплату от покупателя, поэтому в ваших магазинах для пользователей нужно предусмотреть возможность оплатить онлайн-заказ.

В случае успешного получения заказа, вам нужно будет оплатить комиссию платформы (а они гораздо ниже, чем по схемам Витрина+Доставка и Витрина+Фулфилмент).

Доставка силами продавца

Эта схема аналогична DBS, то есть СберМегаМаркет также выступает только как витрина, а всю доставку вы берёте на себя. Однако в данном случае по географии и категориям уже нет ограничений, селлеру нужно только самому собирать и доставлять заказы до покупателя.

8.png

Единственное дополнительное требование — организация коммуникации с клиентами и согласование с ними детали доставки.

Процесс вывода средств

Самая приятная для многих селлеров особенность маркетплейса — это ежедневные выплаты. Раньше площадка перечисляла продавцу средства три раза в неделю, за все доставленные заказы. Однако в качестве меры поддержки для предпринимателей площадка недавно ввела ежедневные выплаты, причём комиссия за эквайринг осталась прежней — 1,5%.

Если невыкупленные заказы маркетплейс сам привозит на склад, то возвраты он не принимает. Процесс обработки возвратов ложится полностью на селлеров. Покупатели обращаются через поддержку к продавцу с претензией по товару, а селлер принимает решение, одобрить ли процесс возврата или отказать. По закону продукцию надлежащего качества клиент может вернуть, однако обратную доставку он должен будет сделать за свой счёт.

А вот если продукт бракованный или приехал, например, разбитый, то тут уже нужно принимать решение. Если окажется, что вина на продавце, его необходимо будет забрать у покупателя за свой счёт (своим курьером или через транспортную компанию, компенсировав клиенту расходы на доставку).

Возврат денег потребителю также осуществляет сам селлер, переводом на его реквизиты. СберМегаМаркет возвращает пользователю только ту часть суммы заказа, которая была оплачена бонусами «Спасибо».

Как продавать на площадке без ИП

Важно учитывать, что платформа не работает с самозанятыми, зарегистрироваться как селлеры могут только юридические лица и ИП.

Кроме того, площадка предъявляет ко всем продавцам такое требование, как наличие ОКВЭД-47 на ведение розничной торговли, т.е. возможность комплектовать штучные заказы и проводить розничную реализацию продукции физическим лицам.

Какие товары продавать на СберМегаМаркет

Главный вопрос, который мучает всех начинающих селлеров, с каким ассортиментом выходить на маркетплейс. Давайте посмотрим на рейтинг категорий по количеству продаж в разрезе одного товара.

9.png

Самыми востребованными категориями в последнее время являются:

  • Зоотовары

  • Продукция для строительства и ремонта

  • Категория beauty

  • Ассортимент для дома и дачи

Тут стоит учитывать, что этот рейтинг регулярно меняется и может зависеть от многих факторов, например, от сезона или распродаж.

На практике лучше всего на маркетплейсе продаётся электроника и бытовая техника, а также бюджетные товары — для дома и для животных. Хуже продаётся одежда.

Заключение

СберМегаМаркет — не такой популярный маркетплейс, как Wildberries или Ozon, но зато очень привлекательный по своим бонусам и тарифам, а ещё довольно простой для начинающих селлеров. Это эффективный дополнительный канал продаж, который к тому же ещё и постоянно растёт и развивается, привлекает новых покупателей и продавцов. Выйти на площадку быстро и добиться результатов поможет сертифицированный операционный партнер маркетплейсов XWAY, который оказывает комплекс услуг от создания магазина, загрузки карточек до оформления продающего контента, продвижения и фулфилмента.